Дополнение к CD-ROM приложению к книге Г.Р.Громова
"От гиперкниги к гипермозгу:
информационные технологии эпохи Интернета
Эссе, диалоги, очерки".

Internet Bubble, которого не было (2005-01-23)

Григорий Громов (шт. Калифорния, США)

В первые 2-3 года от старта выходят из бизнеса около 80 процентов вновь создаваемых компаний. Случается это по самым разным причинам, но главное в том, что к моменту старта определить с кем такое произойдет, а какая из вновь создаваемых фирм станет со временем процветающим предприятием никто и никак не может. Никая экспертиза - пусть самая высоконаучная - не в состоянии предугадать судьбу младенца.

Этот устойчиво во времени - многими десятилетиями - наблюдаемый во всех без исключения отраслях восьмидесятипроцентный отсев на интервале первых 3 лет жизни вновь создаваемых предприятий и был по сути принят за "Интернет-пузырь" в период начала общей рецессии американской экономики.

Почему такое произошло?

Дело в том, что на близком по времени интервале начала работ по теме стартовало сразу большое количество интернет-стартапов. В норме с ними произошло бы в итоге то же, что и с иными вновь создаваемыми предприятиями: малая часть - около 20 процентов от всех кто вышел на "тропу доткомов" - сохранилась бы с шансами вернуть инвесторам вложения, окупающие и их создание и неудачи остальных, а остальные, увы, прекратили бы как водится свое существование по индивидуально своим для каждого такого бизнес-поражения причинам.

Однако с началом рецессии инвесторы естественным образом прежде всего начали пытаться "спасать" еще не освоенную часть финансовых вложений, а потому просто "осушили" фактически враз всю поляну, где ожидалось, что расцветут эти самые доткомы. Звучало разумеется это у всех по-разному, но общий лейтмотив был для многих один: "когда начнутся продажи?" Если для компании возраста 3-4 года такой вопрос мог быть уместен, то для многих интернет предприятий возраста тогда еще менее 2-х лет он звучал напоминанием/приговором о близком перекрытии кислородного шланга.

В итоге смогли продолжить свое развитие c началом рецессии американской экономики только сравнительно небольшая часть доткомовских компаний, которым всего лишь повезло тем, что или стартовали они заметно раньше (где-то сразу после IPO Netscape в августе 1995, IPO собственно и рассматривался как сигнал стартового пистолета для той гонки) и успели потому зацепиться к тому времени уже за свой кусочек рынка или же заблаговременно оказались инкорпорированы в иные коммерческие структуры, где выполняли те или иные сервисные скажем для материнской компании функции не обязательно связанные с прямой финансовой отдачей от их собственных интернет-продаж.

Все же остальные просто, что называется, "пошли под нож", абсолютно причем независимо от зрелости заложенной в них на старте бизнес-модели и состава исолнителей. Внешне же это выглядело - особенно для лихих "финансовых аналитиков" из ведущих американских СМИ как внезапно рухнувшее направление "новой экономики". Выдуманный же здравомыслящими скептиками из числа брокеров фондовой биржи и менеджеров крупнейших фондов еще в самом начале развития отрасли электронной коммерции термин Internet Bubble, приобрел, соответственно, совсем новый тогда уже к той рецессии смысл и появились как положено тогда уже и связанные с ним "теории" возникновения рецессии по причинам внезапно постигшего наивно-доверчивых инвесторов, обманутых хитрыми "интернетчиками", всеобщего прозрения/разочарования.

Года уж поди скоро два тому будет как пытался пояснять ошибочность такого подхода к оценке всех тех событий:

С началом рецессии, когда - следуя логике "после, значит поэтому" - пытались многие эксперты "крахом доткомов" объяснить причину той рецессии возникновение, термин "интернет пузырь" вошел в обиход как смысловой эквивалент той же "панамы", cкажем, или если рассуждать на родном материале, то "МММ", к примеру. Во всяком случае, употреблялся он часто в таком ровно контексте. Следует ясно понимать, что в таком "злокачественном" его понимании обсуждаемый термин оказывается того же уровня "достоверности", что и столь же часто звучавшие тогда близкого смысла реплики про то как "Гор изобрел Интернет".

К моменту, когда в 2000-2001 г.г. так называемые "схлопывающиеся доткомы" стали дежурной темой глубокомысленных размышлений "аналитиков" ведущих американских СМИ, ими было принято с горькой улыбкой демонстрировать в телекамеры воздушные замки эйфорических прогнозов фантастического роста оборотов ecommerce в мире, под которые собственно - как они доходчиво на примерах разъясняли - "доверчивые инвесторы" и раскошеливались.

Между тем время шло и как-то незаметно улыбки тех "аналитиков" начали почему-то уходить с экранов по мере того как на фоне все тех же диаграмм ранее цитированных прогнозов роста ecommerce подошло время обсуждать их текущие реальные объемы. Выяснилось, что цифры реально измеряемых в мире оборотов ecommerce на удивление точно ложились на те самые "фантастические диаграммы", которыми создатели доткомов - как это еще недавно поясняли эксперты первой фазы рецессии - "одурачивали инвесторов".

В итоге нынче уже заметная часть ведущих игроков фондовой биржи - и в первую очередь так называемых "институционных инвесторов" - оценивают свои потери в секторе доткомовской части инвестиционных портфелей, зарегистрированные ими в первые годы рецессии, теперь уже не по графе ошибочно недооцененного риска, а вовсе наоборот - по графе той упущенной прибыли, которую они имели бы теперь в случае, если бы достало им ко времени начала рецессии дальновидной решимости не закрывать, поддавшись общей панике, финансирование подряд всех без исключения начатых тогда проектов.

О том, что именно дает все более многим из того времени доткомовских инвесторов убедительные поводы к такого рода сожалениям, пояснял где-то еще около года назад на живом - в буквальном смысле перед глазами тогда оказался - примере: "Интернет пузырь" - явление следующее: те же и Конгресс.

Продолжение темы.