Дополнение к CD-ROM приложению к книге Г.Р.Громова
"От гиперкниги к гипермозгу:
информационные технологии эпохи Интернета
Эссе, диалоги, очерки".

Get Blog Or … Get Out! (2005-05-10)

Григорий Громов (шт. Калифорния, США)

В начале года многие отмечали, что, видимо, главной темой 2005 года в области хайтековских бизнес-приложений окажется блог. Полагают также, что именно блог окажется базовым двигателем следующей волны доткомовской эйфории на фондовой бирже.

Ну и как он идет - этот самый вышеобъявленный "год блога"?

Нормально. Можно сказать, что по графику.

В точном соответствии со статистически выведеной нами 9 лет назад в отдельный показатель развития Интернет формулой, суть которой в очередной раз пояснял не так давно: от всеобщей грамотности ... к всеобщему авторству. То есть, можно конечно считать всех нас тут "с приветом" - как о том справедливо заметил известный в LJ писатель: "нормальный человек в LJ писать не будет". Появилось и соответствующее определение для такой быстроувеличивающейся в мире группы людей, объединенных одним недугом - "блогаголик".

LJ LiveJournal.com – один из наиболее известных Web-ресурсов, предоставляющий сервис для ведения онлайновых дневников - блогов. Примечание редактора.

Журнал BusinessWeek вынес две недели тому назад на обложку слоган, смысл которого в вольном пересказе можно сформулировать так – "какой бы то ни было регулярный бизнес без блога вести скоро не будет никакой возможности". И все это разжёвывается в "забойной" статье номера.

Какая может быть связь между всеми сколько-нибудь известными, в том же lj скажем, блогами и ... корпоративным бизнесом в Америке?

"Чушь какая-то," - доверительно сообщил мне в курилке свою точку зрения на такую несусветную ересь руководитель IT-департамента одной солидной конторы, где по данной теме состоялось совещание, инициированное, кстати, той статьей в журнале BusinessWeek. "Это как это?" - спрашиваю его. - Что же, по-твоему, мы тут все зря время теряем – сидим, обсуждаем не имеющей никакого отношения к бизнесу праздный вопрос?"

"Нет, - говорит, - почему же зря. Кто-то вполне по делу. Например, представители софтверных компаний. Им это может быть полезно. Те блоги, где программеры обсуждают свои заморочки весьма популярны и, скорее всего, им полезны. Однако - нахмурился он - в нашей, к примеру, компании - и показал рукой на лого его фирмы на заколке галстука - ничего такого от блогов полезного ожидать не могу. Наши клиенты - люди занятые, серьезные и в Вебе сидеть не будут".

На минуту задумался - как ему ответить. Вообще говоря на работе - в отличии от онлайнового общения - бываю спокоен даже в самых острых дебатах, ну и, естественно, ни в какие споры не влезаю. Потому сначала собирался просто кивнуть уклончиво и вернуться в зал совещания. Чего мне с ним спорить? Это его бизнес: сам и решит - как ему его лучше строить. Но когда он вдруг под конец того монолога упомянул про то, что блоги нужны будут в бизнесе только программерам, то вдруг неожиданно ярко вспомнил свои беседы – по сути о том же - 10-летней давности. Внезапно "проснувшись" от дежурной в таких случаях зевоты безразличия, не смог с ним не поделиться той, на мой взгляд, полностью аналогичной ситуаций.

Только приехал в Штаты и пытался с Интернета начинать своё профессиональное самоутверждение. Все вокруг, понятное дело, шарахались - какая чушь ... Интернет ... в серьезном бизнесе?

Выставил тогда для начала на своем сайте "престижный список" – Top 100 Computer Companies. Нынче вообразить никто не cможет - чего мне это тогда стоило. Не набиралось их - хоть тресни - этих ста компаний на Вебе того времени.

То есть они были, но видели бы вы в каком виде и главное - где. На каком-нибудь местного провайдера заштатном сервере несколько страничек под того же провайдера доменном имени и дальше уже после его "com" идет "тильда" и затем - имя миллиардной корпорации из списка Fortune 500. И таких тогда было много. Запомнился разговор с приятелем который служил в больших IT-чинах на громадной фармацевтической фирме. Он категорически утверждал что в деловую практику Веб не пойдет - не нужен он там. "А кому нужен?" - "Студентам и программистам". Не стал спрашивать про студентов, но попросил разъяснить - чем его программисты на Вебе занимаются. – "Драйверы компаний-поставщиков обрудования скачивают - очень удобно". "И все?" - Он задумался – "Нет не все... еще иногда цены на девочек в своем районе уточняют".

Еще в 1997/98 многим в Америке многое было не яcно про Веб и, помнится, хорошо пошел тогда наш слоган: "Get Web or ... Get Out!".

Так вот - нынче та же ситуация с блогами. Но, тем не менее, подвижки заметны. На CNN, к примеру, началась ежедневная трансляция обзора блогов с комментариями. Во многих конторах идут подобные описанному выше совещания для активизации поиска приложений корпоративных блогов. Есть основания полагать, что до схода "блоговской лавины" остались месяцы.

Так что - кто именно и в какую сторону "нормальнее" потом окажется – те, кто в блогах, или которые еще вне их - надо будет начать чуть позднее повнимательнее присматриваться. Сегодня можем еще не углядеть. Вот так: "Get Blog or … Get Out" - если перефразировать ту нашу пословицу семилетней давности про Веб. А там поглядим как оно повернется - тогда и поговорим.

От редактора:
Четверть американских Интернет-пользователей
читают блоги и 9% ведут свои блоги.
(см. Blogs Continue to Gain Traction).
Не обошел вниманием тему блогов и Wall Street Journal:
читайте Corporate Marketers Try Out Blogs


Ниже приводим перевод фргамента упомянутой в заметке статьи из Business Week:

"Насколько блоги влиятельны? Попробуйте оценить влияние Иоганна Гутенберга. Его печатный станок, представленный в 1440 г., породил издательский бум и информационную революцию. Некоторые говорят, что это в конце концов и создало Западную демократию. В обществе установились правила игры удобные для привилегированного меньшинства, которое может себе позволить покупать печатные машины и размалывать лес в бумагу.

Печатный станок сформировал модель существования в мире средств массовой информации. Удачливая горстка имеет печатные машины и управляет информацией. Они - в газетах или глобальных производственных гигантах - решают: чему будут учиться массы. Эта элита все еще господствует. Вы знаете их. Они держат в сейфах тайны и распределяют их - обычно на основании своих потребностей - клиентам, служащим, инвесторам, прессе.

Таков этот мир средств массовой информации, и блоги переворачивают это. Создайте свой эккаунт в Blogger или других блог-сервисах, и Вы видите сразу же, что стоимость публикации упала фактически до нуля. Любой болван с рабочим компьютером и подключением к Интернет может стать блог-издателем за 10 минут.

Несомненно, большинство блогов глубоко примитивно. Но вместе они представляют силу. Как в средствах массовой информации печатаются публикации? Решение – публиковать информацию или нет – принимаем мы - издатели. Источники информации обычно указываются, но у нас есть контроль за тем, как опубликовать эту информацию. Теперь вместо разговора через прессу, эти источники могут сами опубликовать свою информацию в своем блоге. И если они освоят это новое искусство - как "сцепиться" с дневниками других "блоггеров" - они соберут огромную аудиторию.

И это - только начало. Деление на издателей и аудиторию разрушается и этот процесс переворачивает средства массовой информации вверх тормашками.
Создаются средства информации масс.

Как изменится бизнес, если каждый становится потенциальным издателем? Открывается обширное новое пространство информационного мира. Многое непонятно – нет норм и правил, старые законы перестают работать. Но одна вещь ясна: компании за прошлые немногие столетия привыкли сами формировать и контролировать сообщения для внешнего мира. Теперь они потеряют этот контроль.

Хотите вернуть контроль? Никогда уже не сможете полностью. Для того, чтобы понять с чем вы сталкиваетесь – пройдитесь по Blogosphere.com".

(или LiveJournal.com – примечание редактора)