Дополнение к CD-ROM приложению к книге Г.Р.Громова
"От гиперкниги к гипермозгу:
информационные технологии эпохи Интернета
Эссе, диалоги, очерки".

"Автоформализация знаний" - вести с полей  (2005-05-19)

Григорий Громов (шт. Калифорния, США)

Из жизни одной концепции (см. подробнее – 20 лет спустя)

Ниже приводятся некоторые примеры из исторически общей серии "середняк пошел в колхоз".

А именно, складывается впечатление, что к настоящему времени исходно теоретическая концепция, впервые сформулированная в главе книги более 20 лет назад, и пояснявшаяся затем в последующие несколько лет 80-х годов циклом статей и лекций начинает проникать своими приложениями в повседневную практику разных самых форм организаций и предприятий.

Кажется, что непосредственно в производстве - уже на технологическом уровне его обсуждений "узкими профессионалами" - происходит вполне ясное понимание возможностей такого подхода.

Основные признаки этого процесса - из тех, что за последние дни попадались на Вебе:

- концепции автоформализации знаний обсуждаются, в том числе, и в бизнес-сообществе. К примеру, можно посмотреть, как проходили такого рода дискуссии на сайте e-xecutive.ru (компании Ward Howell International): Автоформализация бизнеса; Автоформализация бизнеса-2

- некоторые компании декларируют в своих mission statements, что исходная философия фирмы и её основные продукты базируются на созданных ими инструментах автоформализации профессиональных знаний. В том числе, бывает выносят свое понимание термина в бизнес-формулу предприятия: Как самому формализовать свой бизнес-процесс. Автоформализация - это не автоматическая формализация, а самоформализация, то есть формализация бизнес-процесса, которую заказчик выполняет сам.

- в одной из дискуссии о системах автоматического проектирования и производства (CAD/CAM), к примеру, высказывается следующее соображение:

"Процесс автоформализации знаний будет и дальше набирать обороты.

На предприятиях будет складываться уникальная ситуация. Купленные продукты, не по соображениям целесообразности, а по другим соображениям, буду валяться бесхозными. По бухгалтерской отчетности они будут иметь очень большую цену, а фактически для этого предприятия, ценны они не будут. И наоборот самопал, который сделал и делает для себя технолог и не смог за него получить ни копейки, с течением времени все больше будет расти в цене и программирующий технолог, все больше будет "пристегивать" к себе свое родное предприятие.

Не деньги, а стимул увеличения своего "веса" на своем предприятии, фактическое(!!!) владение производственой собственностью, будут толкать людей продолжать разработки все с большим усердием. Вот такие у меня соображения!

Фактически у западных систем уже развернулась борьба, за специалистов способных к автоформализации знаний."

Должен заметить, что высказанное выше предположение - при всей своей кажущейся экзотичности - оказывается в ряде случаев вполне реалистичным и, более того, не так уж редко встречающимся на практике.

На одном из радиолокационных заводов, со специалистами которого у автора по разным поводам были рабочие контакты (еще во времена работы советской промышленности), почти каждому из десятков тысяч сотрудников завода был известен скромный слесарь, который получал - кроме иных благ от родного завода - зарплату много превышавшую оклад директора этого предприятия.

Он умел - и никто кроме него - доводить поверхности сложнопрофильных волноводов до требуемых по ТТТ характеристик ("коэффициент бегущей волны" и пр.). Так вот, если верно понял выступление вышецитированного участника CAD/CAM дискуссии, он полагает что именно такого статуса в родной организации будут все более часто добиваться работающие в режиме автоформализации профессиональных знаний с системами CAD/CAM технологи, которые собственно и выполняют на современном предприятии роль вышеeпомянутого слесаря. Те же у них проблемы – возможность как можно более точной выдержки профиля обрабатываемой детали добиваться, чистоты поверхности и т.д. Только теперь у них появились новые средства воздействия на режущий инструмент и заготовку, и техническая возможность автоформализации своих знаний

Отсюда, по-видимому, и вышеотмеченное обстоятельство становится в данном секторе производства все более заметно наблюдаемым - "Фактически у западных систем уже развернулась борьба, за специалистов способных к автоформализации знаний" (на местных предприятиях).

Так ли это окажется в конечном результате для какого-либо отдельно взятого технолога, как предполагает вышецитированный 'CAD/СAM-специалист' - это всегда конечно же будет вопросом индивидуальным, но и направление размышлений никак не назовешь беспочвенным. Предпосылки заведомо существуют. Они были и остаются. Только инструментальные возможности их реализации теперь заметно расширяются.