Национальные информационные ресурсы:
проблемы промышленной эксплуатации.
Г.Р.Громов. Москва, Наука, 1984

 

Социально-экономический эффект внедрения персональных ЭВМ

Эффективность нового инструмента. Косвенной, но весьма убедительной оценкой особой эффективности персонального компьютера в профессиональной деятельности миллионов трудящихся информационной сферы следует считать такой факт: около половины всего тиража ПК профессионалы из разных отраслей покупают за свои «кровные» деньги [59]. Для этого контингента покупателей цена ПК в среднем составляет месячную зарплату. Существовал ли раньше инструмент, за который работающий по найму трудящийся, не дожидаясь прозрения администрации, сам выложил бы свою зарплату? Из истории известно, что машины ломали, терпели, некоторые одобряли, иным радовались. Но массового «машинного психоза», даже отдаленно напоминающего наблюдаемую сейчас ситуацию, когда миллионы людей отдают месячную зарплату, чтобы купить не цветной телевизор или легковой автомобиль, а инструмент, с которым они будут работать,— этого, видимо, не знала история техники.

Один из лидеров американской школы искусственного интеллекта Дж. Вейценбаум приводит (в более общем контексте) достаточно убедительное сравнение, которое помогает понять некоторые психологические пружины рыночного феномена персонального компьютера. «На американском западе в XIX в. шестизарядный револьвер был известен как «великий уравнитель» («great equalizer») — это название красноречиво свидетельствует о том, как эта разновидность оружия влияла на самооценку вооруженного человека, если, не имея его, он чувствовал себя в невыгодном положении по отношению к своим согражданам» [60, с. 48]. По-видимому, это желание «играть на равных», а значит, тоже вооружить индивидуальным инструментом свой интеллект и заставляет профессионалов покупать персональные компьютеры.

Первые области применения. Профессор Калифорнийского университета Ф. Грунбергер еще в середине 60-х годов первым среди экспертов США прогнозировал наблюдаемый сейчас этап бурного развития малых ЭВМ. Спустя 10 лет, в 1977 г., он сформулировал этапы, по которым, с его точки зрения, пойдет развитие персональных ЭВМ: «Применение настольных ЭВМ в сфере досуга и развлечений — домашние системы обработки данных — персональные ЭВМ-ЭВМ в мире малого бизнеса, и, наконец, последует (если еще не наступил) этап использования настольных ЭВМ для распределенных вычислений в больших организациях» [61, р. 67].

 До начала 80-х годов «траектория» развития персональных компьютеров шла в основном по этим вехам. Однако достаточно емким оказался также рынок ПК в сфере образования.

«ПК-грамотность». В начале 1982 г. в печати был опубликован проект (получивший название «Дети не могут ждать»), предложенный С. Джобсом, председателем правления фирмы «Эппл компьютер». В случае полного воплощения этого проекта в жизнь учебные заведения США получат 75 тыс. персональных компьютеров, периферийных устройств и пакетов программ [62]. Спустя полгода журнал «Datamation» уточнял, что согласно представленному в конгресс США законопроекту в школах США предполагается в течение 1983 г. установить 103 тыс. ПК типа «Арр1е» [63, с. 66].

Коммерческая сторона этого проекта прозрачна, однако существенно более важным представляются возможные социально-экономические последствия такого решения. Как отразится на структуре рынка труда появление уже в самом недалеком будущем (через 5—7 лет) первого поколения выпускников средних школ и колледжей эры «сплошной компьютерной грамотности?»

Социально-экономические аспекты «всеобщей ПК-грамотности». По некоторым прогнозам [65], к 90-м годам уже свыше 80% трудоспособного населения США будет занято в сфере обработки информации, но уже в 1985 г. 50% работающих будут ежедневно опираться в своей производственной деятельности на поддержку ЭВМ.

Чтобы оценить масштабы сдвигов, которые ожидаются в профессиональной структуре информационного сектора народного хозяйства промышленно развитых стран в результате массового внедрения ПК, достаточно вспомнить некоторые исторические аналогии.

Еще 100 лет назад хороший почерк, как известно, заметно повышал шансы быть принятым па службу в контору, а немногие счастливые обладатели каллиграфического почерка могли, как правило, вообще не опасаться за свою карьеру в этой области. Прошло совсем немного времени после изобретения пишущих машинок, и природные преимущества для работы в конторах у людей с хорошим почерком практически полностью исчезли. Кто в настоящее время интересуется вашим почерком? Родные и близкие, учителя начальных классов и, возможно, психологи — составители графологических тестов.

Выше мы отмечали, что одно из наиболее важных направлений использования персональных компьютеров — формализация профессиональных знаний. Всего лишь несколько сот лет назад в ведущих университетах Европы защищались диссертации по умножению и делению многозначных чисел. Затем эти задачи удалось формализовать до короткой по­следовательности из нескольких арифметических действий («столбиком»). После этого возможность самостоятельного решения этой задачи стала широко доступной миллионам людей, которых совершенно не интересовала внутренняя математическая суть проблемы.

Персональный компьютер является тем инструментом, который позволит в самом недалеком будущем формализовать и сделать широко доступным многие из все еще трудно формализуемых «неарифметических» процессов в самых различных областях человеческой деятельности: экономике, технологии, медицине и т. д. При этом существенно отметить, что в тех профессиональных группах, где процесс формализации знаний развивается успешно, складываются необходимые условия для машинного тиражирования и, следовательно, обесценивания «профессиональных тайн». Как правило, это связано с пересмотром социальных приоритетов в профессиональных группах и не всегда протекает безболезненно. Ситуация приобретает особую остроту из-за высоких темпов развития информационной технологии. В этих условиях смена критериев профессиональной компетенций (а значит, и социальных приоритетов) может происходить по несколько раз за период деятельной жизни одного поколения.

Резюмируя содержание этого раздела, сформулируем основные из ожидаемых следствий массового внедрения персональных компьютеров: повышение производительности труда в информационной сфере народного хозяйства промышленно развитых стран за счет массовой автоматизации трудно формализуемых «неарифметических» процедур управления, делопроизводства и т. д.; социальная напряженность, вызванная необходимостью корректировки критериев профессиональной компетенции и, следовательно, социальных приоритетов в тех профессиональных группах, где на базе массового внедрения ПК успешно развивается процесс формализации знаний.

Масштабы возможных потерь. Массовая компьютерная грамотность и многомиллионные тиражи выпуска ПК — станков для индивидуальной формализации профессиональных знаний — дают в 80-х годах мощный импульс к развитию производительных сил. В этих условиях отставание в развертывании индустрии ПК там, где оно сложится, потребует уже к концу 80-х годов массированных дорогостоящих усилий для преодоления только наиболее очевидных его последствий (измеряемых по темпам роста производительности труда в информационной сфере). В целом это может оказаться проблемой, по масштабам сопоставимой с движением за ликвидацию безграмотности.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Авторы проекта «Дети но могут ждать» оценивают потенциальный рынок ПК в 150 млн. машин и полагают, что к 1982 г. он был освоен лишь на 1,5%. «Как только. в школе появится первый ПК,— объясняет представитель фирмы,—им станет ясно, что необходимо приобретать такие ЭВМ еще и еще... При этом если у них появится ПК типа „Арр1е", то, как мы рассчитываем, они будут заказывать новые ЭВМ этого, типа» [63, с. 74]. Иными словами, в секторе ПК рынка ЭВМ основная игра впереди и участники пытаются «застолбить» наиболее перспективные области.


Онлайн-версия CD-ROM приложения к книге Г.Р.Громова
"От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии
эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки
."