Очерки информационной технологии.
Г.Р.Громов.
Москва, ИнфоАрт, 1992, 1993.

 

1

НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫ

 

  Дать вещи название - это начало ее познания.

Г.Нейгауз. 06 искусстве фортепьянной игры. 1958 г.

 

 

Введение

  Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

 

За точку отсчета развития человеческой цивилизации обычно принимают время, когда. люди начали создавать орудия труда и охоты.

Как известно, многие хищники в состоянии прогнозировать поведение жертвы и выбирать близкую к оптимальной траекторию преследования; некоторые из них умеют использовать рельеф местности и "прижимать" в преследовании жертву, например, к обрыву. Человек научился сначала создавать "обрывы", а затем для повышения эффективности охоты и маскировать их ("волчьи ямы"). Привязав камень к палке, он создал первый универсальный инструмент для труда и охоты - молот-топор. Затем он заострил палку и научился точно метать ее в цель. Так возникло первое специализированное орудие для поражения на расстоянии - копье.  

Тайна "похищения огня" теряется в веках. Но вся последующая история технического прогресса от овладения огнем до открытия ядерной энергии - это история исследования подчинения человеку все более могущественных сил природы: тягловые животные, ветряные и водяные двигатели, тепловые двигатели, атомная энергетика. Одна задача, решаемая на протяжении тысячелетий, - все больше умножать различными инструментами и машинами мускульную силу человека.

В то же время попытки создания инструментов, усиливающих природные возможности человека по обработке информации, начиная от камешков абака и до механического прототипа современной ЭВМ - машины Беббиджа, лишь тонкой струйкой человеческих судеб, фактов, музейных механизмов и устройств отмечают трассу накопления идей в общем потоке развития научно-технического прогресса.

Например, в книге "От абака до компьютера" глава, посвященная исследованиям английского математика Ч. Беббиджа, заканчивается следующим выводом, характерным для значительной части работ по истории ЭBM: "Научный экстремизм "вспыльчивого гения" по крайней мере на столетие задержал осуществление его замечательных идей" [1, с.162].

ЭВМ действительно так и не появились вплоть до второй половины ХХ в. Представляет не только исторический интерес попытка ответить на вопрос а могли ли они появиться раньше, не будь гений столь "вспыльчивым"?

 

Рис. l.1. Вековой процесс перераспределению трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу народного хозяйства США.
По данным: Science. - 1980. - Vol. 209, July 4. - Р.I95 (на интервале 1880 - 1980 г.г..); ТИИЭР. - 1983. - Т.71, № 4. - С. 71; Industry Week. - 1983. - № 5. - P.2. (на интервале 1980 - 2000 г.г.)

Утверждают, что для реализации научно-технической идеи требуется выполнение по крайней мере трех основных условий:

1) идея не должна противоречить известным законам природы;

2) в ее реализации должна быть остро заинтересована значительная часть общества (иными словами, должен "дозреть" социальный заказ);

3) должен быть достигнут тот уровень технологии общественного производства, который обеспечивает эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.

Первое из трех перечисленных выше условий, как мы знаем, для машины Ч. Беббиджа выполнялось. Чтобы светить на вопрос, вытекающий из второго условия, дозрел ли к середине XIX в. социальный заказ на информационную машину, достаточно взглянуть на рис.1.1, где показана профессиональная структура работающих по найму в США. Из рисунка видно, что до конца XIX в. свыше 95% трудоспособного населения страны были заняты физическим трудом и только менее 5% - работой с информацией. Понятно, что в этих условиях основные производственные усилия общества направлялись на совершенствование инструментов и машин, облегчающих работу с материальными объектами, а "химера" информации могла подождать. И она ждала еще около 100 лет, как ждала те многие тысячелетия, в которые человек учился преобразовывать энергию и материальные объекты.

----------------

Первые два условия сформулированы в 1853 г. американским физиком Дж. Генри в рамках созданной им "теории технического прогресса"


Онлайн-версия CD-ROM приложения к книге Г.Р.Громова
"
От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии
эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки
."