Очерки информационной технологии.
Г.Р.Громов.
Москва, ИнфоАрт, 1992, 1993.

Истоки информационной технологии

На ранних этапах развития цивилизации профессиональные навыки передавались в основном личным примером исполнения производственных действий (новых приемов охоты, обработки шкуры, костей животных и т.д.). Рациональные способы организации коллективных действий, синхронизация производственных усилий закреплялись для передачи из поколения в поколение ритуальными танцами, обрядовыми песнями, устными преданиями и т.д.

"Помехоустойчивость" социально-исторического канала передачи профессиональных знаний заметно возросла с открытием человеком элементов, технологии длительного хранения на материальном носителе отдельных, наиболее характерных зрительных образов, связанных с накопленными знаниями. Так начинался исторически первый этап развития информационной технологии. Истоки этого этапа исследованы почти на 30 тыс. лет в глубь человеческой истории: пещерная живопись - выполненные 25 - 30 тыс. лет назад наскальные изображения людей и животных; лунный календарь, выгравированный на кости более чем 20 тыс. лет назад; специальным образом обработанные кости с числовыми нарезками, которые 26 тыс. лет назад "должны были служить инструментами для измерения" [2, с.18], и т.д.

По мнению известного советского археолога Б.А. Фролова, "истоки искусства в палеолите неотделимы от истоков техники и естествознания" [2, с.20]. Этот вывод, основанный на изучении огромного материала, затем аргументировано развивается им в работе "Число в графике палеолита" [3].

Книгопечатание, фото- и киноискусство, радиовещание, телевидение и, наконец, уже в наши дни феномен персональных компьютеров дают достаточно убедительные свидетельства, что это единство не стало слабее за пределами палеолита. Как отмечал еще П.Б. Шелли: "Поэзия всегда оказывается современницей других искусств, способствующих счастью и совершенствованию людей"* [4] .

 По современным археологическим данным [3], дистанция в шкале времени между первыми инструментами для работы с материальными объектами (топор, ловушка и др.) и инструментами для регистрации информационных образов (на камне, кости и т.д.) около миллиона лет. Иными словами, почти 99% своего исторического пути люди имели дело только с материальными объектами. Весь отрезок времени, в течение которого люди начали регистрировать информационные образы, а затем и обрабатывать их, не составляет и 1% от возраста человеческой цивилизации.

Таким образом, исторический опыт и, следовательно, глубина творческой интуиции человека на несколько порядков слабее в исторически новой информационной сфере человеческой деятельности, чем в сфере традиционного материального производства.

Этот исторический факт в значительной степени объясняет, в частности, и убедительный выигрыш в эффективности решения абстрактных информационных задач, который дают в настоящее время средства машинной графики. Графический дисплей по существу "материализует" абстрактные информационные образы и позволяет, таким образом, включать в процесс решения задачи те наиболее мощные области человеческой интуиции, которые были развиты за первые 99% времени развития человеческого интеллекта. Диалоговые системы машинной графики понижают субъективную сложность решаемой задачи, переводя ее из абстрактного мира информационных образов в конкретный, осязаемый мир материальных объектов. На экране дисплея исследователь имеет возможность видеть пространственное расположение отдельных компонентов исследуемого образа, причем эти компоненты могут дополнительно различаться по яркости, цвету и т.д. Для процессов, исследуемых в динамике, дополнительные возможности интуитивного анализа появляются от "звукового сопровождения" пространственных эволюций графической модели. В связи с этим значительная часть известных типов компьютеров имеет встроенные средства или возможности для подключения программно-управляемых звуковых синтезаторов.

В настоящее время нередко к процессу решения задачи подключается также и тактильный анализатор выдаваемой ЭВМ информации, а в скором будущем ожидается включение непосредственно в процесс человеко-машинной обработки информации и других каналов: теплового, обоняния... То есть создаются условия, когда человек "входит" в мир решаемой задачи и "живет" в нем некоторое время, как Алиса в Зазеркалье", возвращаясь оттуда в реальный мир с трофеями" вновь найденных знаний.

Шесть тысяч лет назад технология регистрации на материальном носителе символьно кодированной информации о накопленных знаниях достигла того уровня, с которого ведут отсчет эры письменности. Таким образом, за каких-нибудь 20 тыс. лет человеком был пройден путь от наскальных рисунков до первых глиняных табличек с текстами. Это был путь поиска все более совершенных способов кодирования и расшифровки фиксируемых для длительного хранения на материальном носителе элементов знаний.

Начатый тогда процесс совершенствования носителей информации и инструментов для ее регистрации продолжается до сих пор: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага, люминофор, жидкие кристаллы, магнитные и оптические носители, полупроводники, цилиндрические магнитные домены и т.д.

Однако накапливаемые в виде отдельных записей или книг профессиональные знания не могли непосредственно влиять на производственный процесс. Чтобы получить шанс "прорасти" новым знанием или повлиять на характер выполняемого другими людьми трудового процесса, книга должна попасть "на благодатную почву" - на нее должен был "наткнуться" читатель, который в силу редчайшего стечения обстоятельств оказался уже подготовлен собственной биографией к свершению "таинства зачатия" новой идеи именно в данной профессиональной области знаний. Иными словами, только в том до невероятного редком случае, когда у автора книги и одного из немногочисленных читателей дорогого рукописного фолианта оказывается "резонанс" конструктивных идей, книга может способствовать акту рождения нового знания. Понятно, какое воздействие на темпы развития технологической цивилизации должно было в этих условиях оказать изобретение печатного станка - машины для массового тиражирования зафиксированных на материальном носителе знаний.

Одновременно с развитием процесса накопления знаний в человеческом обществе шел процесс формирования обособленной профессиональной группы, для которой сначала основным, а затем и единственным "служебным занятием" становится работа с информацией.

Жрецы - сначала хранители устных сокровищниц знаний, а затем переписчики и толкователи книг - тысячелетиями сохраняли за собой исключительную власть, основанную на монопольном доступе к растущему фонду человеческого опыта; оставались посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными в этих знаниях людьми. Этот живой барьер начал разрушаться только после изобретения книгопечатания.

-----------------------

Филип Сидни, один из основателей английской теории литературы, отмечал, что "поэзия - самая древняя часть человеческого познания, отцовское начало, которое дало жизнь всем прочим наукам" [5].

Здесь и далее в книге везде, где не оговаривается иначе, полужирным и курсивом в цитатах выделено мною. Г. Громов.


Онлайн-версия CD-ROM приложения к книге Г.Р.Громова
"
От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии
эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки
."