Очерки информационной технологии.
Г.Р.Громов.
Москва, ИнфоАрт, 1992, 1993.

"Как разжечь светильник?"

Согласно оценкам старейшей в США консультативно-исследовательской фирмы Arthur D.Liltle, "техническое лидерство в США базируется на деятельности малого бизнеса в сфере НИОКР" [62]. К аналогичному выводу приходят и правительственные эксперты США, которые отмечают, что "небольшие фирмы, работающие в отраслях передовой технологии, обеспечивают большинство нововведений в нашей экономике" [63].

Исторически сложившееся во всех, без исключения, слоях американского общества убеждение о социальных приоритетах, которые требуют самые мелкие по абсолютным размерам ячейки хозяйственного механизма страны, вновь оказалось в последние десятилетия краеугольным камнем экономической политики правительства США. Растущее внимание к проблемам стимулирования малого бизнеса - это по существу один из немногих элементов, объединяющих самые разнообразные политические программы сменяющих друг друга администраций Белого дома.

В конце 1979 г. администрация Дж. Картера приняла программу, стимулирующую проведение НИОКР силами малых компаний. Правительство Р. Рейгана, развивая этот курс, приняло в 1981 г. специальное решение, по которому малым фирмам предоставлялись заметные налоговые льготы. В 1982 г. был одобрен законопроект, предусматривающий размещение среди мелких фирм более значительной доли правительственных заказов на НИОКР [64].

С учетом особой роли этого сектора экономики создано и постоянно расширяет границы своей профессиональной активности специальное Управление малого бизнеса (Small Business Administration), которое, в частности, регулярно готовит для президента страны подробный доклад, поступающий затем в Конгресс. Начиная с 1982 г. такие доклады, всесторонне отражающие положение дел в малом бизнесе, составляются ежегодно.

"Акт о гибком регулировании" (The Regulatory Flexibility Act) открыл малому бизнесу свободный доступ к прямым правительственным заказам на крупные работы, в том числе оборонного характера (прежде они могли выполняться мелкими предприятиями только в интересах более крупных компаний - по субконтракту). В рамках того же "Акта" определен тщательно продуманный комплекс административных и правовых мер воздействия для тех случаев, когда то или иное государственное учреждение оказывается препятствием на пути развития мелкого предпринимательства.

Общая цель всех этих общегосударственных мероприятий была предельно ясно изложена в 1986 г. президентом в его предисловии к докладу Управления малого бизнеса: "Я призываю все федеральные учреждения продолжить борьбу за дальнейшее исключение мелочной регламентации и с недоверием относиться к попыткам решать любую проблему с помощью правительственных предписаний" [58].

Понятно, что само по себе содействие правительственных учреждений является, безусловно, необходимым, но всего лишь одним из многих в длинном ряду условий, требуемых для успешного "прорастания" в хозяйственном механизме страны критически важного для научно-технического прогресса сектора малых инновационных фирм.

Первый из числа вопросов, который возникает перед любым антрепренером в момент принятия решения о создании поисково-исследовательской малой фирмы: где найти дополнительный, кроме собственных средств, источник финансирования проекта? В 80-е годы с этой целью получил широкое развитие механизм кредитования вновь создаваемых малых фирм из специализированных "венчурных фондов". В табл. 1.10 приводятся данные,  отражающие  заметный  рост общих  размеров венчурного капитала за первую половину 80-х годов.

Таблица 1.10

Динамика формирования в США венчурных фондов для стимулирования развития малых фирм

Размеры венчурного капитала, млн. долл.

1978

1979

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

600

300

700

1300

1800

4500

4200

3300

4500

По данным: "Индикатор науки..-87", табл. 6-14.

Венчурные фирмы - специализированные организации,   занятые   финансированием   проектов   с   высоким уровнем  коммерческого риска  -  проводят тщательную экспертизу поступающих предложений, а затем выделяют необходимые для реализации отобранных на конкурсной основе проектов средства "согласно договорам, как правило, в обмен на солидную долю акций нового предприятия. Эта доля, по данным американских экспертов, доходит до  80%,   что  означает  жесткий  финансовый контроль. Весьма серьезна и экспертиза предложений. Одна из фирм, предоставляющих "рисковый" капитал, Cardinal Capital, сообщила такие данные.  Ежегодно к ней поступает до 1100 проектов. 75% из них отсеивается на первом уровне проверки, большинство остальных проектов - после тщательной экспертизы. К финансированию принимается всего 1 % предложений. Только 2 из 20 реализованных проектов приносят крупные прибыли. Тем не менее, этого достаточно, чтобы сделать "рисковое"  предпринимательство чрезвычайно выгодным  как для тех, кто предоставляет капитал, так и для тех, кто реализует свои изобретения  и открытия.   Минимально приемлемой считается норма отдачи в 10% на произведенные капиталовложения [65].

Хотя в последние годы государство также создает свои венчурные фонды в качестве одной из наиболее эффективных форм субсидирования малых наукоемких фирм, основным источником "рискового" капитала остаются в США частные средства: независимые предприниматели - 40%, инвестиционные компании - 30% и крупные промышленные корпорации - 30% [67].


Онлайн-версия CD-ROM приложения к книге Г.Р.Громова
"
От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии
эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки
."