Дороги и перекрестки...

Домой
От гиперкниги...
МПСС
Контакты

... истории Интернета
Григорий Громов

Предыстория | Дорога первая | Дорога вторая | Next | Дорога третья | Статистика Интернета | Итоги и прогнозы | Эпилог и пролог

От гиперкниги к гипермозгу: Информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки

Дорога третья: Из США на Дальний Восток

Живая История» Гипертекста

  ...только, пожалуйста – размышляйте по-возможности терпеливо. Умоляю вас, господа...

Шекспир, «Все хорошо, что хорошо кончается», Акт 3, Сцена 2

Жизнь Нельсона по сути в той же степени органично состоит целиком из неоконченных проектов, как, к примеру, кружево по своей природе состоит из одних только дырок или тот же "стеклянный дом" Филипа Джонсона (Philip Johnson) – из одних окон...

Он работал – всю жизнь – над всеобъемлющей философией всего под названием "Общая Схематика" (General Schematics), однако... тексты этого творения оказались фрагментально разбросаны на тысячах независимо расположенных в пространстве и времени листках бумаги, архивных карточках в каких-то случайных файлах, наклейках–памятках и т.д.

Curse of Xanadu, Gary Wolf.

Судьба Думающего Человека в Кремниевой Долине: Теодор Холм Нельсон.

1960 г. В это время мне пришло на ум, что будущее человеческой цивилизации – в... диалоговом компьютерном экране, а новые литературные произведения, включая и кинофильмы, окажутся в том мире прежде всего интерактивными и перекрестно связанными сюжетно. Все они будут объединены понятийными мостами (transclusion) и нам потребуется всемирная сеть (world-wide network), в том числе и для того, чтобы получать таким образом доступ к информации на условиях роялти лицензионных выплат авторам. Я начинаю.

Февраль 1988 г. Autodesk купил проект Xanadu вместе с компанией XOC, Inc. По условиям продажи Нельсон уступил фирме–покупателю в том числе и торговую марку (trademark Xanadu).

В конце 1988 г. программа, разработанная в 1981 г., закончена (соответственно и обозначена была она как 88.1), но затем отставлена в сторону, чтобы начать работу над ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ совершенной...

Август 1992 г. Autodesk закрывает проект и указывает нам «на дверь». Наши герои оказываются на улице...

Теодор Холм Нельсон Interesting Times. Vol. 3. Октябрь 1994. Mindful Press, 1994.

Японские Объятия.

После многих лет непрерывной цепи неудач в США Теодор Нельсон – человек, видимо, слишком эксцентричный для Кремниевой долины, продолжает поиск ресурсов для развития проекта Xanadu теперь уже в Японии.

Саппоро, Япония. Стремясь дополнительно ввести столь необходимый им импульс дерзновенного творчества в процесс воспитания следующего поколения своих программистов, японцы вновь обратили свои взоры на Америку, однако решили пригласить на этот раз одного из наиболее легендарных в мире программ гуру, которого называют также «одним из великих мыслителей 20-го века», а также Орсоном Уэллсом (Орсон Уэллс (Orson Welles) – легендарный киноактер и директор-постановщик ряда замечательных фильмов из числа наиболее памятных в истории киноиндустрии США в программном обеспечении).

Похоже, что для этих японцев пока еще не имеет большого значения тот факт, что приглашаемый ими Теодор Холм Нельсон... сам дал себе все приведенные выше громкие титулы. И, тем более, японцев, видимо, не волнует то, что в США он известен как человек, который потратил более 30 лет своей жизни и огромные суммы денег других людей на так и никогда незавершенный проект Xanadu, который все это время регулярно разорял одних предпринимателей в области программного обеспечения и серьезным образом дезориентировал других.

В Японии Нельсона приняли, как героя.

Группа гигантов электронной промышленности Японии, включая Hitachi и Futjitsu, создали для него лабораторию программного обеспечения со штатом 12 человек на одном из крайнего севера островов Японии. Лаборатория получила название "Гиперлаб" (Hyperlab). В этой лаборатории он, как и всегда до того, занимался только тем, о чем мечтал: что-то разрабатывал и, разумеется, философствовал тоже. Это продолжалось в течение полутора лет. Совсем недавно университет Кео предоставил ему возможности для продолжения такого рода исследовательской деятельности в университетском городке около Токио, где он планирует продолжить создавать Xanadu в сотрудничестве с фирмами и с участием студентов – со всеми, кто пожелают ему в том помогать.

В Японии многие все еще относятся с большим почтением к Нельсону за то, что еще в 1965 г. он сформулировал концепцию "гипертекста" – суть той системы, которая позволяет пользователям World Wide Web одним лишь щелчком мыши проложить путь от слов и картинок в одном документе к текстам и изображениям в другом. «Он – часть живой истории компьютерного мира»...

David P. Hamilton. WallStreet Journal.
24 April. 1996. P. 1, A10.

Ответ Нельсона на статью Гари Вольфа «Проклятие Xanadu», опубликованную в журнале Wired.

Wired: Реакция Нельсона на факт создания Web была характерной: "неплохая попытка" ("nice try").

Нельсон: Это цитата, вырванная из контекста. Я отношусь c большим уважением к Web и большой личной симпатией к Тиму Бернерс-Ли.

Wired: Сегодня, с появлением гораздо более мощных устройств памяти, Xanadu – величайший энциклопедический проект нашей эры, кажется уже не только очевидной неудачей, но и, на самом-то деле, симптомом безумия его автора.

Нельсон: Я нахожу это высказывание одновременно непристойным – в личном плане и некомпетентым – с точки зрения сути обсуждаемой темы.

Теперь по-существу высказывания. Что он имеет в виду, когда упоминает обо всех этих "более мощных устройствах памяти"?

Никакой "мощности" памяти не хватит, чтобы обесценить решения, которые мы предлагаем для transclusive-среды.

Transclusion.

"Transclusion" – термин, введенный Тедом Нельсоном, чтобы определить так называемое виртуальное включениепроцесс включения какого-либо дополнительного элемента информации в текст с помощью ссылки, в отличие от того, что делалось ранее с помощью копирования.

Это понятие является важнейшим для фундаментальных основ информационной архитектуры систем типа Xanadu.

Изначально виртуальные включения (transclusions) были внедрены в реально работающие гипертекстовые системы с использованием гиперсвязей (hyperlink), однако позже было установлено, что фактически и сами эти гиперсвязи тоже могут в свою очередь использовать виртуальные включения следующего уровня!

Transclusions предоставляют возможность, как это обсуждалось выше, много более эффективно хранить схожие по теме документы, к примеру различные версии документов или альтернативные документы.

WWW сегодня позволяет виртуально включать (transcluded) изображения с использование тэга, скажем IMG, но, что странно, все еще не поддерживает другие типы медиа...

Примером поддержки концепции "виртуального включения" текста (text transclusion) может служить, например, возможности "server side include", предоставляемые некоторыми серверами, но это все еще лишь частичное использование обсуждаемой концепции.

Andrew Pam

План Xanadu

 

Был ли я прав по некоторым неправильным причинам или почему-либо еще – не буду спорить – но Вы вынуждены признать, что я был прав...

Тед Нельсон, Wired, 3.09

Лучший путь предсказать будущее – это изобрести его.

Peter Cochrane.
British Telecom Laboratories

Краткое объяснение, что такое Xanadu, предлагаемое Тедом Нельсоном.

  1. Xanadu – система для продажи документов через сеть с автоматически взимаемым при том роялти (оплатой копирайта, лицензионным платежом и т.д.) за каждый байт передаваемой информации.

  2. Виртуальное включение (transclusion) дает возможность свободного цитирования фрагментов текста любого размера с гарантированным роялти-платежом издателю, владеющему правами интеллектуальной собственности на данный фрагмент.

  3. Это и есть реализация базовой концепции – концепции перекрестно взаимносвязанной литературы (connected literature).

  4. Это система создана для Вселенной информации, организованной по принципу "подвести курсор-и-кликнуть" (point-and-click universe).

  5. Это полностью интерактивная Вселенная документов (docuverse).

  The Xanadu The Information Future «that was compiled from the writing of Ted Nelson by Katherine Phelps, Xanadu Australia

Xanadu более подробно.

База данных Xanadu делает возможным вызвать, используя ссылку, любую часть строки (substring) из любого документа в любой другой документ.

Это требует заметно более мощной адресной структуры данных, чем универсальный указатель ресурса (Universal Resource Locators – URL), используемый в World Wide Web.

Каждый отдельный байт (символ) в каждом документе (во всем мире) нуждается при этом в своем уникальном адресе.

Xanadu никогда не будет удалять никакой текст.

Кроме прочего, это означает, что читаемые следы любой хотя бы раз кем-то вербализованной мысли остаются в памяти человечества навсегда – вербализованная мысль обретает бессмертие (комментарий Г. Громова).

Xanadu хранит записи всех версий каждого документа.

Это необходимо, потому что кто-то, возможно, уже дал в своем тексте ссылку на какую-то часть документа, которая в той или иной очередной редакции или версии может быть удалена при редактировании и не быть соответственно представленной в более поздних версиях запрашиваемого документа.

Xanadu использует сложную систему версионности документов, которая требует сохранения полностью только одной версии (текущей) версии документа. Сохраняя записи об изменениях, сделанных в документе, другие версии могут быть сгенерированы "на лету".

Paul De Bra. Ted Nelson and Xanadu.

Отметим, что кроме прочего, в Xanadu предлагалось таким образом также и базовое решение все еще ощутимо часто встречающейся на Web проблемы "зависших ссылок" (broken link) (...error 404)...

T. Нельсон: "Попытки устранить недостатки HTML похожи на попытки приделать руки-ноги к гамбургеру".

"Проблема в том, как распутать всю ту путаницу, которая исходно возникла... Сегодня мы имеем взрывным образом развивающуюся World Wide Web, для которой каждый месяц предлагаются все новые и новые великолепные концепции, которые, как правило все без исключения, противоречат друг другу", – утверждает Нельсон.

James Glave. Wired, 17 April 98.

Хронология Xanadu.

1960 г. В проектах Теда Нельсона предусматривалось два окна на экране, с линиями, связывающими части объектов в одном окне с соответствующими частями объектов в другом окне. Никакое существующее программное обеспечение работы с окнами не дает таких возможностей даже сегодня.

1965 г. Разработка Нельсона концентрировалась на однопользовательской системе и была основана на последовательных списках элементов (zipper lists), которые могли быть связаны с другими аналогичными списками для больших непоследовательных текстовых структур.

1970 г. Нельсон изобрел некоторые структуры данных и алгоритмы, называемые "анфиладами" (enfilade), которые стали базой для намного более поздних работ (все еще составлявших собственность Xanadu Operating Company, Inc.)

1972 г. Созданы реализации на Алголе и Фортране.

1974 г. Вильям Барус (William Barus) расширил концепцию анфилад до управления взаимным соединением (interconnection).

1979 г. Нельсон собрал новую команду (Роджер Грегори, Марк Миллер, Стюарт Грин, Роланд Кинг и Эрик Хилл – Roger Gregory, Mark Miller, Stuart Greene, Roland King and Eric Hill) для переработки системы.

1981 г. Эрик Дрекслер (Eric Drexler) разработал новую структуру данных и алгоритмы для комплексного управления версионностью и соединениями.

Группа проекта Xanadu завершила разработку универсального сетевого сервера для Xanadu, описанного в различных изданиях книги Тэда Нельсона "Литературные Машины"...

1983 г. Была создана компания Xanadu Operating Company, Inc. (XOC, Inc.) для завершения разработки дизайна системы, заложенного в 1981 г.

1988 г. XOC, Inc. была приобретена компанией Autodesk, Inc. и получила достаточное финансирование в офисах в Пало Альто и позднее в Маунтин Вью, Калифорния. Работа, продолжилась с Марком Миллером (Mark Miller) в качестве главного конструктора.

1992 г. Autodesk вошла в полосу мучительных организационные встрясок и прервала проект, израсходовав около пяти миллионов долларов. Лицензия на право продолжать разработку XOC сервера была передана Memex, Inc. Пало Альто, Калифорния, торговая марка "Xanadu" была снова возвращена Нельсону.

1993 г. Нельсон заново продумал многое и переопределил Xanadu-издательство как систему бизнес-мероприятий. Минимальные спецификации для издательской системы были созданы под названием "Xanadu Light", и Эндрю Пам из компании Serious Cybernetics (Мельбурн, Австралия) получил лицензию на продолжение развитие проекта как Xanadu Australia.

1994 г. Нельсон был приглашен в Японию и основал Гиперлабораторию в Саппоро...

Andrew Pam. Xanadu Australia.

...эпическая трагедия: Это было самая радикальная компьютерная мечта хакерской эры.

Предполагалось, что проект Теда Нельсона Xanadu должен был стать универсальной демократической структуры гипертекстовой библиотекой, которая могла бы помочь человеческой жизни эволюционировать в абсолютно новую форму.

Вместо этого, проект "засосал" Нельсона и его отважный отряд истинных сторонников в то, что стало самым продолжительным проектом разработки широко разрекламированного программного обеспечения в истории компьютеров.

30-летняя сага фанатичного создания прототипа и разрывающего сердце отчаяния.

Удивительная эпическая трагедия.

Gary Wolf. Curse of Xanadu. Wired 3.06. 1995.

Ответ Нельсона:

Вольф называет общую идею о том, что мы в самом деле нуждаемся в свободном и неограниченном доступе к информации, чтобы избежать многих бедствий, "очень хакерской природы предположением". Возможно. Но ведь это – идеал. Тот идеал, в который я верю. Он связан с теми идеалами, которые я узнал из "Обета Верности" (Pledge of Allegiance) (Pledge of Allegiance to the Flag of the United States of America. – Обет верности американскому флагу. в начальной школе.)

Ирония в том, что это ведь казалось бы именно тот идеал, который должен исповедовать в своей деятельности и журнал Wired. Увы, "случай Вольфа"– лучший пример того бедственного состояния, в котором обсуждаемая проблема реально находится.

Ted Nelson. Wired. 3.09.

Нельсон и его коллеги по Проекту Xanadu были пионерами в разработке проблемы распределенных гипермедиа, распределенных документов и эволюции систем редактирования.

Широко известные ныне системы типа HyperCard, World Wide Web, Lotus Notes и многие другие средства "мультимедиа" берут свое концептуальное начало в этой работе Нельсона.

Теория Нельсона о типовом "программном центре", создаваемом вокруг любого из виртуальных объектов информационной Вселенной (arbitrary Virtuality), подразделяет их на концептуальную структуру и ощущение. При этом он указывает на серьезные недостатки тех "метафор", которые в настоящее время используются в аналогичного рода задачах, и обосновывает разработку вместо них новых – более глубоких и конструктивных – логических структур.

Источник: «Тед Нельсон», Be-In, 1996.

Я продолжаю строго придерживаться ранее высказанного мною видения обсуждаемой проблемы – гиперсреды "виртуальных включений" (transclusive hypermedia) так или иначе, но окажутся реально действующей издательской средой будущего, причем абсолютно независимо от того, под каким названием или корпоративным брендом они тогда появятся.

Существует, разумеется, много больше интерактивных медиасред, чем кто-либо успел практически их использовать, и тем не менее, я твердо уверен, что предложенная мною концепция полностью открытых средств обмена данными между различными медиасредами (open transmedia) остается одновременно уникальной по структуре реализации и наиболее мощной среди решений, посвященных проблеме копирайта в открытом информационном пространстве современных сетей обмена данными. Это предложенное мною решение представляется единственно жизнеспособным среди всего огромного семейства медийных космосов – во всяком случае до тех пор, пока это не окажется возможным кому-нибудь опровергнуть.

Я по прежнему посвящаю всю мою жизнь этой задаче, и только от грядущих результатов ее решения будет зависеть в конечном счете моя карьера, да и общий итог всех жизненных усилий тоже.

Если я прав в отношении базовой концепции центрального ядра виртуальных включений (centrality transclusion) для медийных сред будущего, то, значит, дело жизни того стоило, и мы увидим, кто был прав в создании базовых принципов разработки медиасред.

Ted Nelson. Wired. 3.09.

Итоги дискуссии Wired–Нельсон подводит один из наиболее авторитетных среди отцов-основателей Интернета – Винтон Серф (Vinton Cerf).

Один глубокий и весьма поучительный вывод может быть сделан из многих пластов длительной и нередко болезненной истории Xanadu. Наиболее мощные – для последующего развития технологий – результаты часто возникают в итоге долго сдерживаемых внешними условиями амбиций и вынужденного поэтому проектирования всей разработки на уровне лишь одних микростандартов. И только много позднее – на вершине многоярусной системы, создаваемой на базе этих "микростандартов", – начинают проявляться те "золотые россыпи" долгожданных приложений и наиболее перспективных концепций, которые могут практически работать.

Именно это в конечном счете имело место в истории развития Web, как, впро-чем, и при создании его базовой инфраструктуры – Интернета.

Vint Cerf. Xanks and No, Xanks. Wired. 3.09

Чтобы попытаться понять более детально, что именно в данном случае имел в виду Винтон Серф, а также и многое иное в драматической судьбе основоположника основных концепций и базовых алгоритмов систем типа гипертекста Теда Нельсона, достаточно сравнить приведенные выше описания принципов проекта Xanadu в изложении Нельсона, с тем, что и как именно предлагали Тим Бернерс-Ли и Роберт Каиллалу в цитированной выше Пояснительной записке World Wide Web: Proposal for a HyperText Project:

Мы предлагаем простую схему включения нашей системы в уже существующие серверы систем автоматизации ЦЕРНа... задачи поддержки обработки данных физических экспериментов... поддержки работы операторов вычислительного центра... могут заведомо быть в числе первых областей приложений.

В таком – и только таком – стиле изложения идут все их пояснения целей проекта и далее – лишь сугубо практических задачах сегодняшнего дня той организации, где работают. Микростандарты, одни только микростандарты и ничего кроме микростандартов... При этом все решительно предлагалось сделать – пусть сначала и в функционально усеченной версии – за несколько месяцев и своими руками с помощью нескольких временно прикомандированных сотрудников и студентов-практикантов.

То есть хотя задачей создателей Web, как это изначально было понятно уже из названия WWW, была глобальная сеть, но практическое предложение по ее реализации составлялось в терминах, наиболее актуальных для ближайших территориально и по времени приложений. Нетрудно понять, какой ответ получили бы Тим и Роберт от администрации ЦЕРНа, если бы попытались составить свое предложение к реализации Всемирной паутины в отвечающих принципиальной стороне задачи глобальных терминах, как это делал Тед Нельсон. Не говоря уже о том, что случилось бы с ними – с их карьерой в ЦЕРНе, а может быть, и не только там – если бы они заговорили про свой проект в категориях "улучшения качества жизни человечества в целом", как на том постоянно настаивал Нельсон.

При всем при том, видимо, не могли иначе родиться базовые концепции всемирной интерактивной сети, кроме как в ходе непрерывных сизифовых усилий ценой в жизнь человека с размерностью таланта – и подвижнической упертости в свое предназначение – Теодора Нельсона.

То есть на данном примере сопоставительного анализа двух фаз одного по сути проекта, выполнявшегося принципиально разного формата личности изобретателями, можно наблюдать одну из реализации общего правила. Разные фазы развития – принципиально разные – одной задачи, и соответственно решены каждая из них могли быть только совершенно разными людьми.

Значительная часть наработок Нельсона была использована в проекте WWW, но еще более значительная их часть, по мнению Нельсона, все еще ждет реализации. И в этом причина многих наблюдаемых недостатков Web. Однако, не вычленив предварительно из богатейшего наследия теоретического задела Нельсона лишь несколько краеугольных для Web "камней" базовых концепций, приниматься за реализацию WWW было бы любому здравомыслящему инженеру просто не по плечу.

Редукция безмерной сложности проекта Xanadu до вполне обозримых масштабов первой фазы проекта Web создавала необходимые предпосылки для его успешной реализации. Пойти на такое добровольное усечение цельных контуров своего проекта сам Нельсон, понятное дело, никогда бы не согласился.

Естественно, несопоставимо разными – по итогам разных подходов – являются и персональные результаты. Тим Бернерс-Ли, заслуженно окруженный едва ли и не с первого дня триумфального шествия Web высшим для профессионального сообщества рангом почета и уважения, был немедленно приглашен приехать из Европы в США, чтобы занять там кресло директора организации, наблюдающей за развитием WWW. Создатель популярного браузера Марк Андриссен – процветающий предприниматель, мультимиллионер. Сколько еще людей разных талантов и склонностей выстроили свою карьеру и состояния в период "золотой лихорадки" Web, теперь уже и не сосчитать...

В это же самое время основоположник практически всех базовых концепций Web – Тед Нельсон – находился все это время в состоянии перманентного бедствия и приглашают его, если повезет, наоборот – из США в Японию, чтобы отогреть и защитить великого мыслителя от превратностей судьбы, кидающих его в Кремниевой долине из огня в полымя.

Самый влиятельный среди хайтековских интеллектуалов журнал Wired публикует о нем пространные репортажи в духе "разящих фельетонов" советского периода журнала «Крокодил», а наиболее почитаемая в мире бизнеса газета WSJ со своей стороны практически в тех же выражениях язвительно комментирует его отъезд в Японию.

История эта – в обеих ее персонального уровня изобретателей полярностях – можно считать, совершенно типовая для науки и техники, а потому сама по себе (даже вне ее органично тесной связи с историей Интернета) представляла бы, по-видимому, интерес для внимательного по самым разным поводам изучения. Шекспировски закрученный сюжет – из жизни "Короля Лира WWW" – еще ждет своего драматурга, если бы кто решился прикоснуться к подробностям жизни "короля систем типа гипертекста". Но, видимо, еще рано – динамика развития описанных противоречий себя далеко не исчерпала, да и главные действующие лица пока далеки от мемуарного этапа их карьеры. История Web и его создателей в эти дни все еще непредсказуемым образом продолжается...


Г.Громов. Дороги и перекрестки истории Интернета

Предыстория | Дорога первая | Дорога вторая | Next | Дорога третья | Статистика Интернета | Итоги и прогнозы | Эпилог и пролог

От гиперкниги к гипермозгу: Информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки


От гиперкниги... • МПСС • Контакты

Последнее обновление: 21.01.2010.